Наши работы

1 madeln32 9_3 8_13
Топ
    Облако меток
    Форум
    Апрель 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Июль    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930  
    на главную / Библиотека / Рыцари / Рыцари: Крестовые походы. Часть 1.

    Вместо текста с обзором многочисленных изображений доспехов, приведенных в этом томе, мы предпочли дать читателю хронологическую таблицу эволюции доспеха и шлема в XIII-XV вв.

    1

    2_0

    3

    Полный доспех достиг совершенства в середине XV в. До нас дошло лишь немного полных комплектов: большинство доспехов этого времени, выставляемых в богатейших музеях, представляют собой «собрания», то есть доспехи, дополненные различными разрозненными элементами, однако они вполне передают дух этого элегантного вооружения.

    Изготовление полного доспеха требовало большого опыта и редкого искусства. Хотя Патье, Бурж, Париж, Аррас, Гент и многие другие европейские города также пользовались доброй репутацией, важнейшие центры — Аугсбург в Германии и Милан — производили огромное количество доспехов, пользовавшихся спросом, несмотря на ужасные цены.

    Не один дворянин разорился, чтобы приобрести «белый доспех» с клеймом Миссаглиа, Негррни или Хельмсшильда, самых знаменитых династий оружейников — «кузнецов и полировальщиков», итальянских masteri armaoli или немецких Planner.

    Было бы несправедливо не отметить рядом с этими знаменитейшими оружейниками других выдающихся мастеров, таких как Ганс Грюнвальт, Валентин Сибенбургер и Вильгельм фон Вармс из Нюренберга, Конрад Сезенхофер и Адриан Трейц из Инсбрука или Кольман из Аугсбурга. Кроме того, множество доспехов было изготовлено в небольших мастерских, рассыпанных по всей Западной Европе. Не имея ни марки, ни клейма, они свидетельствуют об огромном искусстве мастеров. Иногда рассматриваемые с подозрением, эти анонимные доспехи отличаются от подделок строгостью линий, гармоничными пропорциями и «живым» видом — качествами, которые изготовители подделок не могли воспроизвести. Гарантийная марка или клеймо мастера, которые было легко подделать, сами по себе вовсе не гарантируют подлинности и не вводят в заблуждение экспертов.

    Доспехи, представленные в музеях Франции, датируются по большей части XVI в. и показывают большое различие в человеческом росте. Особенно удивительно то, что в наши дни человек среднего сложения обычно оказывается не в состоянии «влезть» в доспех обычного размера, и особенно в кирасу и наколенники1. Говорят, что в XVI в. французы отличались непомерной худобой колен.

    Нам теперь приходится отказаться от представлений о гигантских воинах, о которых говорят исторические предания. Однако наши предки не были и тщедушными карликами, они были худощавы и мускулисты, при среднем росте 160 см в романских областях и несколько выше — в германских.

    0000133

    Подпись к рисунку:

    ЭВОЛЮЦИЯ ДОСПЕХА В XV веке

    1. Доспех переходного типа между броней и полным доспехом, с бархатной курткой, усиленной деталями из кованного железа, 1400 г. Справа профиль бацинета с забралом в форме «собачьей морды» (или по-немецки — Hundsgugel).

    2. Появление пластрона кирасы и поддерживающего его волана, предшественника панциря, 1420 г. Справа профиль армэ с кольцами первоначального образца, на которые крепилось кольчужное ожерелье.

    3. Доспех со шлемом, называвшимся «бикокет», 1440 г.

    4. Доспех с большим бацинетом, 1450 г.

    5. Доспех с саладом, забрало которого напоминает армэ, 1480 г. 6. Доспех с наплечными закрылками или буффами; буф на левом плече был большего размера, 1490 г. Профиль армэ с «воробьиным клювом», итальянцы называли его becco di passero. Множество переходных типов, а также значительные различия в деталях, в зависимости от страны, можно видеть на дальнейших иллюстрациях.

    0000135

    Подпись к рисунку:

    ПОЛНЫЙ ДОСПЕХ XV веке

    1. Вид спереди: а) гребень; b) навершие; с) смотровая щель; d) забрало; с) боковины; f) бувигер; g) подбородник; п) буф или закрылок; i) наплечник; j) упор кирасы; k) ремень; l) наруч; m) налокотник; n) панцирь; о) наруч предплечевой; р) крага; q) пластрон; r) набедренник; s) налядвенник; t) коленный закрылок; u) наколенник; v) наголенник; w) латный башмак.

    2. Вид сзади; а) рондель армэ; b) эпольеры или спальеры (спальеры не перекрывали друг друга); с) спина кирасы; d) крестцовое прикрытие; е) заднее прикрытие; f) боковые набедренники или фланкарты; g) кольчуга.

    3. Армэ в профиль. Красным показано поднятое забрало и вырез бувигера; х — место крепления плюмажа.

    4. Правый налокотник, вид в профиль.

    5. Левый налокотник, вид в профиль. Эта деталь доспеха, так же как и левый эпольер, была более мощной для лучшей защиты бока, чаще подвергающегося ударам.

    6. Боковой вид наколенника с закрылком.

    Этот доспех имел в основе итальянскую модель, изготовленную приблизительно в 1450 г., когда оружейники достигли вершин мастерства. Для справки: этот доспех весил около 25 кг и был рассчитан на человека среднего роста (160 см).

    Связанные записи

    Оставить комментарий